карта сайта
Новости
25 апреля 2017 г.
Продолжается работа над энергетическим обследованием заводом компании Роквул.
20 апреля 2017 г.
ПНЭСКО вступила в члены нового СРО - "Гильдия энергоаудиторов"
11 апреля 2017 г.
Посещение специалистами компании МБОУ СОШ №3 г.Пскова и осмотр школы на предмет разработки и заключения энергосервисного контракта.
14 марта 2017 г.
Проведено первое совещание рабочей группы ПНЭСКО, созданной для развития информационной системы по энергоменеджменту для контроля и учета работы энергосервисных компаний, а также расчета ТЭО энергосервисных контрактов.
архив новостей »
Задайте вопрос
При помощи этой формы вы можете
задать интересующий вас вопрос.
Первая национальная энергосервисная компания » Эксперты »

Барьеры на пути реализации энергосервисного контракта между Пансионатом ветеранов труда №9 (ПВТ9) и Первой национальной энергосервисной кампанией (ПНЭСКО).

Администратор

Барьеры на пути реализации энергосервисного контракта между Пансионатом ветеранов труда №9 (ПВТ 9) и Первой национальной энергосервисной кампанией (ПНЭСКО). 

1. Необходимо ясно и однозначно сказать в нормативном документе или выступлении одного из первых лиц государства что именно надо экономить: тонны условного топлива или рубли.

Суть вопроса: Это связано с расхождением в структуре затрат энергии на объекте в тоннах условного топлива и по стоимости. Так, в энергобалансе нашего пансионата доля электроэнергии в тоннах условного топлива около 3%. По стоимости – более 18%, т.е. в 6 раз больше. Это связано с тем, что стоимость 1 тонны условного топлива горячего водопотребления стоит в 6 раз меньше, чем аналогичный показатель в электроэнергетике. В этом случае надо чётко поставить задачу: экономить денежные средства или тонны условного топлива. А если конкретнее – то в условиях ограниченности средств, на экономии какого из видов энергии сделать акцент. Экономить электроэнергию? Но это даст очень незначительный эффект в натуральных единицах. Ясно, что даже небольшое улучшение в экономии тепла сразу покажет хороший абсолютный результат. Но дешёвые варианты уже реализованы. А на дорогие нет достаточного количества средств. И это далеко не праздный вопрос.

2. Необходимость внесения изменений в механизм корректировки бюджетных обязательств.

Суть вопроса: отсутствие свободного остатка средств по коду 223 (коммунальные платежи). Более того, сам лимит средств определяется под заключенные договора с энергоснабжающими организациями.

Так, наш договор был зарегистрирован в установленном порядке и направлен в казначейство Северо-Западного округа для открытия бюджетного обязательства по коду 223 (в соответствии со ст. 72 БК РФ). Окружное казначейство отказывает в открытии нового бюджетного обязательства без уменьшения стоимости действующих договоров с энергоснабжающими организациями. Его действия основаны на п. 4.15 «Порядка санкционирования финансовыми органами города Москвы оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета города Москвы ….» от 23.11.2009 г. № 1018-пп. Указанное постановление принималось до введения в декабре 2009 года поправок в ст. 72 бюджетного кодекса в связи с законом РФ «Об энергосбережении …» № 261 и естественно не могло учесть его специфики. А она состоит в том, что сроки согласования подобных дополнительных соглашений с МОЭК и Энергосбытом занимают значительное время и могут быть произведены только после получения конкретных показаний счётчиков, т.е. после отчётного периода.

Предложения по решению.

В целях реализации Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности …» 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ " и поручений Президента РФ по вопросам ускорения решения данных вопросов считаю целесообразным рассмотреть вопрос о возможности разрешения в нашем случае в порядке эксперимента по заявкам пансионата:

- корректировки бюджетных обязательств по коду 223 без согласования с исполнителями по действующим договорам. Со своей стороны пансионат готов взять на себя обязательства по недопущению кредиторской задолженности по договорам с энергоснабжающими организациями.

- передвижки части экономии средств по коду 223 на другие статьи бюджетной классификации. Встречаясь 11 ноября с работниками образования премьер правительства России В.В. Путин заявил по данному поводу, что все сэкономленные ресурсы должны остаться в распоряжении учреждения и могут быть истрачены на приоритетные направления работы.  

- восстановления полученной экономии за 4 квартал и особенно за декабрь каждого года в бюджете пансионата из остатков средств бюджета по состоянию на 01 января следующего года.

В соответствии с действующим порядком бюджетное обязательство должно быть открыто в течение 10 дней после регистрации контракта. Снять данное ограничение для энергосервисных контрактов и разрешить регистрацию в более поздние сроки с учётом решения выше поставленных вопросов.

3. Необходимо может быть впервые в современной практике работы  бюджетной сферы поставить вопрос об интересах самих бюджетных организаций ….. в данном случае в области энергосбережения.

До сих пор было общепринятым, что генеральным стимулом для бюджетной организации является угроза увольнения руководителя и др. Однако есть и иные стимулы.

- Получение дополнительных средств на развитие за счёт экономии на энергоресурсах

- Получение дополнительных мощностей для внедрения нового оборудования и повышения качества жизни. В случае если эти мощности, например в электроэнергии, не используются, то логично было бы получить возвратную оферту на обратный выкуп мощностей от энергоснабжающей организации. Так, экономия 10 киловатт электроэнергии должно принести бюджетной организации около 700 тыс. рублей.

- Премирование персонала. Это крайне важно, поскольку именно от него зависит культура энергопотребления. Например, несоблюдение режима проветривания может «выветрить» по нашим оценкам до 40% потребляемой тепловой энергии.

4. Активная бюджетная политика в области стимулирования энергосбережения. А именно:

- Законодательная фиксация натуральных параметров энергопотребления на период действия энергосервисного договора. Это фактически гос. гарантия исполнения этих контрактов.

- Индексация плановых ассигнований года, предшествующему началу работ по энергосбережению, на сумму роста стоимости тарифов, т.е. без изменения натуральных показателей энергопотребления.

- Увеличение натуральных плановых показателей энергопотребления на величину вновь вводимых потребителей мощностей, связанных с развитием пансионата и повышением качества проживания ветеранов. Это важно, т.к. реальна такая ситуация, когда учреждение купило новое оборудование и использовало всю полученную экономию. В этом случае нет физического остатка средств для расчётов с энергосервисной кампанией. Всё-таки целью всей данной работы является повышение качества жизни, а средством - достижение экономии тонн условного топлива.

- Остался открытым вопрос о том, что делать с экономией после завершения действия энергосервисного контракта. Предложение – делить её в течение того же срока в пропорции 50/50 между государством и учреждением. Мотив – без заинтересованности персонала весь эффект может быстро сойти на нет, оборудование – сломается и т.п.

5. Нет ясного ответа на вопрос: какой должна быть отчётность энергосервисной кампании, тем более, если контракт носит инвестиционный характер и предусматривает первоначальные вложения собственных средств кампании.

Варианты решения полярные.

- Первый. Энергосервисный контракт предусматривает конкретные задания по экономии энергоресурсов. И это дело кампании, как такую экономию обеспечить. Если нет экономии – нет и обратных платежей от бюджетной организации. Т.е. этот вид контракта не предусматривает обязательного возмещения расходов инвестора, в отличие от гос. подрядчика. В этом смысле данный контракт не попадает под действие ст. 37 ГК РФ и по-сути своей не является гос. контрактом. В этой связи необходимо внести соответствующие поправки в закон об энергосбережении, усилив там раздел об инвестиционных энергосервисных контрактах данного типа. В случае достижения экономии энергосервисная фирма получает договорную долю от денежного эквивалента этой экономии и эта доля опять таки никак не связана в описанной в ГК процедурой возмещения затрат. В этой связи бюджетной учреждение не должно получать и согласовывать отчётность по форме 2 (по типу отчётности подрядчика при выполнении ремонтных работ), поскольку не имеет обязательств по возмещению этих затрат.

- Второй. Это обычный подряд и на него распространяются все нормы ст.37 ГК РФ, в том числе и по отчётности. Но в такой ситуации у бюджетного учреждения возникает обязанность возмещения произведенных затрат и их соответствующей проверки. Считаю, что этот путь – прямая дорога к блокированию самой идеи частно-государственного партнёрства в данной области.

6. Не получило должного звучания на высшем уровне проблема комплексности проблемы энергосбережения, встроенности её в сложный комплекс других программ.

Так, например, спецификой нашего пансионата является то, что перед нами одновременно стоят задачи по реализации по крайней мере 3 важнейших городских программ. Наряду с программой энергосбережения, это программы адаптации городской среды и программа развития стационарного обслуживания, фактически реализуемая в связи с принятием нового закона о социальном обслуживании жителей Москвы. Очень близка по задачам также программа пожарной безопасности. Поэтому от нас требуется принятие взвешенных решений, исключающих последующую многократную переделку и учитывающих перспективу развития самого стационарного учреждения и социального обслуживания.

Поясню всё это на конкретных примерах. В интернате проживает 56 инвалидов – колясочников. 25% от всего округа. Для них не имеется ни одной адаптированной комнаты. А именно: невозможно выйти на балкон, теоретически не возможно заехать в туалет и так далее.

Мы продумали этот вопрос. Один из вариантов – расширить комнаты за счёт лоджии. Остеклить её 3-м стеклопакетом. Это позволит увеличить площадь комнаты с 12 до 16 кв. м. А это в свою очередь – расширить туалет. Что это даёт в плане организации социального обслуживания – возможность колясочникам самостоятельно жить. Может тогда и персонала потребуется не так много. Что это даёт в плане энергосбережения – утепление фасада. Однако есть и другая сторона вопроса.

Санитарные нормы требуют для таких помещений 10 кратного воздухообмена в час. Для этого надо либо открывать окна, либо налаживать систему вентиляции. Так или иначе, по нашим расчётам, только проветривание и вытяжка дают потери более 40% тепла здания. И эти потери приходится компенсировать!!!! Современный уровень - это создание систем рекуперации воздуха, когда вытягиваемый из помещения воздух через теплообменник согревает приточный воздух. Это позволяет экономить до половины расходов на обогрев здания. А теперь подумайте, какой смысл очередной раз утеплять тепловой контур здания, если большая часть этих усилий в прямом смысле вылетает в трубу.

Решение проблем энергосбережения. если рассматривать их узко, можно легко заболтать, упирая на административный ресурс, на достижение сиюминутного эффекта за конечной время работы конкретного чиновника, на быстрое освоение бюджетных средств. Неясно, кто же в этой системе должен думать долгосрочно?

Директор Пансионата

для ветеранов труда №9                                              С.В.Чистый

« назад
© ПНЭСКО. 2010
Юридическая информация
создание сайтов - Webis Group